Кто стоит за предложениями ликвидации ФСКН

Разговоры о скорой ликвидации самостоятельных силовых структур Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) ходят в высших политических кругах уже несколько месяцев, но так близко к реальной реорганизации они не были еще никогда. В орбиту вынужденных реформ попадает и Министерство внутренних дел. На фоне повсеместного урезания бюджетов, повального сокращения сотрудников, в рядах спецслужб на первое место вышли обсуждения предполагаемой отставки главы МВД и последующее за этим слияние трех и более силовых структур в единую.

Такой массовой зачистки действительно не было давно. И по одним данным – это действительно связано со сложной экономической ситуацией в стране. Иначе власть не стала бы покушаться на силовиков, считая их своей верной опорой. По другим данным – финансовые проблемы в стране стали хорошим поводом для перемен в самом могущественном клане силовиков, сопровождаемых очередной «войной компроматов». В любом случае, массовые сокращения приведут к тому, что на улице могут оказаться около 100 тыс. человек, обученных обращаться с оружием. Корреспонденты «Совершенно секретно» решили разобраться в истинной подоплеке грядущих перемен.

Высокопоставленный источник в ФСКН на условиях анонимности рассказал «Совершенно секретно», что еще в конце декабря 2014 года на стол президента Владимира Путина легли два письма с предложением ликвидации ФСКН и ФМС и передачи их полномочий структурам МВД.

«Автором первого письма стал глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов, второе подписал Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, рассказывает наш собеседник. – Обоснованием таких предложений стало сокращение, так называемая оптимизация бюджетных средств. В промежутке между 20 и 25 января этого года прошло оперативное часовое совещание с президентом, но решения принято не было. На мой взгляд, эти оба письма могли быть и кем-то инициированы, оба персонажа – «люди подневольные», Колокольцеву могли что-то пообещать, какую-то новую должность, может быть, даже место в Совете безопасности РФ.

С другой стороны, Минфин мог руководствоваться указом самого президента от 10 июля 2014 года по «оптимизации финансового обеспечения, повышения эффективности расходования бюджетных средств», но ведь бюджет на этот год уже утвержден. Экономические выгоды могут наступить только в 2017 году. А МВД могло руководствоваться тем, что если сократят наркоконтроль и ФМС, то их министерство не тронут, сэкономленные деньги помогут им избежать сокращения. Вообще в этой истории много неясного.

Взять, хотя бы, недавние публикации в СМИ о том, что в свободной продаже появились базы данных наркоманов от ФСКН – оперативники потом прошли по точкам продаж и ничего не нашли, да и если такие базы собираются, то только МВД, ФСКН занято сбором данных по обороту наркотиков, крупными наркокартелями, ОПГ и наркопритонами, единичными уличными наркоманами и торговцами занимается МВД. Потом пошли публикации о самоубийствах онкобольных и тоже с отсылкой к ФСКН, хотя наркосодержащие препараты не их дело – стало понятно, что публикации тоже кем-то инициированы… Все было подстроено так, чтобы негативные отзывы на ФСКН прошли до совещания».

Утверждение нашего источника о «подневольности» министра МВД подтверждается и другими фактами. По некоторым данным, рапорт Колокольцева с прошением об отставке написан вскоре после ареста его подчиненного, руководителя Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции генерала Дениса Сугробова и лежит в недрах Администрации президента, ожидая своего часа.

По информации наших источников, не дождавшись реальной помощи от своего руководителя, Сугробов раскрыл представителям ФСБ весь механизм теневой деятельности своего подразделения и отношение к этому министра. Речь идет о масштабных банковских оферах, связанных с легализацией и отмыванием крупных денежных средств. Ответ на вопрос, почему глава МВД выступил за ликвидацию именно ФМС, может лежать в давней и широко известной нелюбви Управления собственной безопасности МВД к своим бывшим коллегам, перешедшим на работу в Миграционную службу. Впрочем, обо всем по порядку.

ФСКН VS ФСБ

Деятельность ФСКН, надо заметить, для многих – «тайна за семью печатями». Образованная в 2003 году на базе расформированной Налоговой полиции, официально служба должна была дать бой наркопреступности. Основной задачей Госнаркоконтроля, как еще называют ФСКН, было перекрытие крупных каналов поставки наркотиков в Россию и борьба с легализацией преступных доходов.

По негласному же распоряжению, предназначение ФСКН – дублировать некоторые функции ФСБ, а в определенных случаях – являться сдерживающим фактором для получивших широкие полномочия «чекистов».

Идеологом создания службы стал ближайший в то время соратник Владимира Путина, кадровый чекист, заместитель директора ФСБ и доверенное лицо на президентских выборах 2000 года, Виктор Черкесов. Знающий Владимира Путина еще по Ленинградскому управлению КГБ, Черкесов пользовался его серьезным доверием. Однако спустя четыре года с момента создания ФСКН, как говорят близкие к спецслужбам наблюдатели, руководитель Госнарконтроля не заметил, как его профессиональные задачи сместились исключительно в сторону борьбы со своими бывшими коллегами, высокопоставленными сотрудниками с Лубянки.

Роковую роль в судьбе Черкесова сыграло не столько оперативное сопровождение громкого уголовного дела по фактам контрабанды в Россию мебели из Европы, больше известного под названием «Три кита». И даже не тот факт, что в деле были замешаны генералы ФСБ, а то, что Виктор Черкесов нарушил главную заповедь «конторы» – ни при каких условиях «не выносить сор из избы».

После ареста своего подчиненного генерала Александра Бульбова, руководившего оперативным сопровождением дела «Трех китов», Виктор Черкесов выступил на страницах федеральных СМИ с критикой ФСБ и впервые во всеуслышание заявил о войне кланов российских силовиков. В этом водовороте событий пострадали обе конфликтующие стороны. Вместе с Черкесовым своих постов лишились тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев и генеральный прокурор России Владимир Устинов.

Пришедшие им на замену Александр Бортников в ФСБ, Виктор Иванов в ФСКН и Юрий Чайка в Генеральную прокуратуру должны были смягчить межклановые разногласия. Новому директору Госнаркоконтроля это почти удалось сделать.

Ху из мистер Иванов?

Виктор Иванов, руководитель ФСКНВыходец из КГБ СССР, прошедший войну в Афганистане и дослужившийся до заместителя руководителя ФСБ России по экономической безопасности, Виктор Иванов долгое время оставался главным кадровиком Кремля (занимал должность помощника президента по кадровой политике).

В начале «нулевых» все были твердо уверены, что Иванов – человек Путина, он часто выступал от его имени на разных публичных мероприятиях. Ходила неподтвержденная, но и неопровегнутая легенда, что именно Виктор Петрович завербовал юного Владимира Владимировича в КГБ. Человек аналитического склада ума, цепкий, умеющий собирать информацию, причем зачастую даже слишком дотошно, и подбирать нужные кадры.

После назначения Путина главой ФСБ возглавил там сперва Управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за кадры. В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300, а также курирует Главное управление по делам СНГ президентской администрации.

Именно по инициативе Иванова ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованию при Президенте РФ, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось. Некоторые политологи считают, что «по взглядам Виктор Иванов – государственник латиноамериканского типа». Виктор Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ».

По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, закон недостаточно либерален и содержит многочисленные возможности для злоупотреблений чиновниками и силовыми структурами. Говорят, что противостоял в бизнесе группе Суркова – Волошина и победителем не вышел.

Его появление в здании на Маросейке, 12 (центральное здание ФСКН России. –  Прим. ред.) многие наблюдатели поначалу расценили как понижение статуса. Его возможности стали несопоставимы с теми, которыми он обладал, работая в Кремле. А зона ответственности куда более скромная и специализированная. Однако за прошедшие годы структура ФСКН при Иванове претерпела серьезные качественные и количественные изменения.

Сейчас уже не все вспомнят, как на заре своей деятельности ФСКН за короткий срок успела нажить достаточно врагов, причем не только в других «силовых» и гражданских госорганах, но и среди правозащитников. Уже в первый год своей работы наркоконтроль оказался в центре скандала из-за попыток уголовного преследования ветеринаров, которых обвиняли в торговле наркотиками (под этим наркополицейские понимали уколы анестетиков кошкам и собакам).

Потом ФСКН попала под огонь критики из-за попыток «разоблачения» врачей (хирургов, гинекологов), представителей химической промышленности. С приходом Виктора Иванова подобных историй стало значительно меньше. Численность сотрудников службы достигла 34,5 тысячи человек. Сюда вошли боевые антитеррористические подразделения и аналитическая служба, работающая в том числе и в сети Интернет, по поиску наркоторговцев, использующих электронное перечисление денежных средств. Так называемые электронные кошельки. А средний срок разработки преступных групп для возбуждения уголовного дела составил три-пять месяцев.

Да, на местах, то в Москве, то в регионах, сотрудники Госнаркоконтроля с подозрительным постоянством продолжают попадать в скандальные ситуации. Чего стоит хотя бы история, когда летом 2009 года в служебном кабинете в отделе ФСКН по Западному округу Москвы были обнаружены два тела сотрудников, скончавшихся, по некоторым данным, от передозировки наркотиками. А осенью 2013-го, снова в Москве, на севере столицы в машине обнаружили еще двух сотрудников Госнаркоконтроля в бессознательном состоянии со 100-килограммовым мешком гидропоники, таким же мешком афганского гашиша и мешком с амфетаминами.

Это серьезно ударило по репутации и имиджу всей службы, но сильная аппаратная позиция Иванова позволила на время сохранить равновесие.

Все изменилось с назначением в Министерство внутренних дел бывшего начальника Службы безопасности президента Виктора Золотова, ныне первого замминистра – командующего Внутренними войсками. Как отметил наш анонимный собеседник, подача в СМИ фактов, что к закрытию Госнаркоконтроля прикладывает руку Золотов – «активка» (на языке спецслужб – специальные мероприятия, имеющие своей целью оказание выгодного влияния на политику органов исполнительной и законодательной власти для решения стоящих перед хозяйствующим субъектом задач) и призвана сформировать общественное мнение.

Напомним, что эта версия была озвучена одним из ведущих российских информационных агентств – «передача МВД полномочий ФСКН и ФМС обсуждается в Кремле по инициативе Виктора Золотова». В 1990-х годах Виктор Золотов был телохранителем мэра Петербурга Анатолия Собчака. Владимир Путин в это время занимал должность заместителя мэра города. С 2000 по 2013 год он возглавлял Службу охраны президента, а также являлся заместителем начальника ФСО. В 2013 году Золотов был переведен в МВД.

Как считается, Золотов входит в узкий доверенный круг Владимира Путина и претендует на пост главы МВД. Он хочет возглавить усиленное министерство, которому бы перешли функции двух федеральных служб.

Главный врач одной из столичных антинаркотических клиник Дмитрий Вашкин считает, что за последние годы ФСКН подтвердила свое право на существование: «ФСКН – структура, которая работает уже 12 лет и выполняет очень важную функцию. Это 30 тыс. человек, которые каждый день борются с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Причем делает это как на местном, так и на международном уровнях. Именно для этого ФСКН и создавалась. Даже если будет сформировано новое под­разделение на базе любой другой силовой структуры, на это уйдет время. И пока будут решаться бюрократические проволочки, люди начнут вступать в должности, механизм заработает, на рынок попадет огромное число наркотиков, что приведет к росту заболеваемости. Зачем ломать то, что и так работает достаточно хорошо?

Не так давно ФСКН расширила свои полномочия и взяла под контроль вопросы реабилитации наркозависимых. Когда в ФСКН начали разрабатывать нормы и правила, они попросили помощи у практиков – наркологов и реабилитологов. Например, наша клиника была приглашена в экспертный совет при Управлении ФСКН по Московской области. Туда выходим не только мы, а ряд руководителей реабилитационных центров и врачи нескольких клиник. Это правильный подход – спрашивать мнение специалистов!»

Депутат Государственной думы, коммунист Валерий Рашкин в интервью «Совершенно секретно», наоборот, выступает за ликвидацию ФСКН: «Когда еще в 2003 году рассматривался вопрос о новой структуре, которая возьмется за действенные меры против наркомании и наркоторговли, я был только «за». Но с каждым годом статистика наркопреступлений не уменьшалась, а увеличивалась. За прошедшие годы примерно в 2,3 раза возрос оборот наркотиков, произошел рост наркопотребителей. При этом возникли параллельные обязанности МВД и ФСКН, Прокуратуры и ФСКН, СК и ФСКН – получается, ФСКН не справляется?

Пошли межструктурные разборки. И тогда я в сентябре написал письмо президенту с просьбой рассмотреть ситуацию, при которой ФСКН не оправдала свои обязанности, а чиновников в ней много, это те кадры, которые не смогли обеспечить должную работу структуры, а мы им регулярно выплачиваем зарплаты, выделяем бюджет. Сотрудники ФСКН дискредитируют государство и спецслужбы бесконечными скандалами, связанными с коррупцией, употреблением наркотиков и рэкетом».

На те же грабли?

Виктор Иванов не согласен с такой постановкой вопроса но, сам того не замечая, может повторить судьбу своего предшественника Виктора Черкесова. Идею вероятного присоединения Госнаркоконтроля к МВД он открыто называет «неправильной», деятельность своей структуры – «недооцененной», методики работы – «эксклюзивными», дела – «сложными», фактами и цифрами подтверждая, что его ведомство с момента создания «добилось немалых успехов в борьбе с крупными наркогруппировками, в том числе транснациональными». Иванов считает, что его ведомство структурно изменяется, успешно апробируя новые методы работы вместе с нарастающим «синтетическим цунами», грозившим еще больше увеличить количество наркоманов, увеличить преступность и терроризм в стране.

Поставщики вышли в Интернет, и его сотрудники стали ловить их там. Возникают постоянно новые химические формулы наркотиков – его спецы отслеживают их, а 30 января 2015 года верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации приняла федеральный закон, который предоставляет ФСКН России право запрещать новые психоактивные вещества. Набралось уже 700 новых наименований синтетики. Закон вступил в силу 14 февраля.

А в феврале проведены три крупные совместные операции Госнаркоконтроля с зарубежными коллегами – «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». В ходе последней был уничтожен интернет-магазин и склад готовых к продаже спайсов, курируемый гражданами Украины, которые, по их собственным словам, были завербованы в ходе Майдана, а вырученные от преступной деятельности деньги они хранили в банке украинского бизнесмена и чиновника Игоря Коломойского. И это уже не просто наркотические, но и политические дела.

Помимо Приватбанка Коломойского, в оперативных материалах фигурируют американский банк «Ваковия» (Wachovia), American Express Bank и банк HSBC. Любопытная деталь, как только эти финансовые структуры появились в информационном пространстве в контексте отмывания денег от торговли наркотиками, по нашим данным, в адрес ФСКН посыпались депутатские запросы от примерно 30 российских народных избранников с просьбой прекратить расследование. Как говорится – выводы делайте сами.

Смотрите оригинал материала на сайте «Совершенно секретно» :http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4633/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *