Вот, наконец, чиновники дали однозначный ответ на наш Призыв создать Комиссию по конопле. И это, конечно, очень радует. Особенно тот факт, что ответов сразу два — из Министерства Здравоохранения и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Ответы прямо скажем, не утешительные, но ожидаемые:
— Минздрав ответил, что считает создание Комиссии по конопле нецелесообразным поскольку существует Единая конвенция ООН о наркотических средствах (текст ответа здесь);
— из ответа ФСКН можно сделать вывод, что в создании Комиссии по конопле они также не заинтересованы, поскольку до 80% их работы связанно, как раз с коноплей (ответ здесь).
В своих ответах чиновники ссылаются на различные Российские законы и международные конвенции. К слову сказать, конвенции эти 1961 и 1971 годов (53 и 43 года назад!!!).
В целом, из ответов можно сделать вывод, что доводов для того, чтобы не создавать Комиссию по изучении конопли всего три. Вот они.
1. Подписанные конвенции
В письме из Минздрава ссылаются на Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года.
В письме и ФСКН упоминается Конвенция о психотропных веществах, заключенная в г. Вене в 1971 г.
Я почитал эти конвенции. И сделал выводы, создание Комиссии по конопле не расходятся с данными конвенциями.
Попытаюсь обосновать.
Про Конвенцию 1971 года.
В ответе из ФСКН, подписанном Руководителем департамента О.А. Мишиной, делается акцент на статью 23 данной конвенции. В этой статье сказано буквально следующее:
Статья 23
Применение более строгих мер контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией
Сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения.
Однако, помимо статьи 23, в Конвенции есть также статья 2 и статья 3, в которых говорится, что любая из подписавших стран может внести предложение о перенесении вещества из одного списка в другой список и даже об исключении вещества из списков.
Вот выдержки из статей 2 и 3:
Статья 2
Сфера применения контроля над веществами
1. Если какая-либо Сторона или Всемирная организация здравоохранения располагает сведениями о каком-либо веществе, не находящемся еще под международным контролем, которые, по ее мнению, могут потребовать включения этого вещества в один из Списков настоящей Конвенции, она уведомляет об этом Генерального секретаря и представляет ему информацию в подтверждение этого уведомления. Вышеуказанная процедура применяется и в том случае, если какая-либо Сторона или Всемирная организация здравоохранения располагает сведениями, на основании которых следовало бы перенести какое-либо вещество из одного Списка настоящей Конвенции в другой или же изъять какое-либо вещество из этих Списков.
Статья 3
Специальные положения, касающиеся контроля над препаратами
4. Если какая-либо Сторона или Всемирная организация здравоохранения располагает сведениями о каком-либо препарате, изъятом из-под контроля во исполнение пункта 3, которые, по ее мнению, могут потребовать полного или частичного прекращения изъятия, она уведомляет об этом Генерального секретаря и представляет ему информацию в подтверждение этого уведомления. Генеральный Секретарь направляет такое уведомление и любую информацию, которая, по его мнению, относится к данному вопросу, Сторонам, Комиссии и, когда это уведомление поступает от какой-либо Стороны, — Всемирной организации здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения сообщает Комиссии оценку данного препарата по вопросам, указанным в пункте 2, вместе с рекомендацией о мерах контроля, если они вообще необходимы, из-под действия которых должно прекратиться изъятие данного препарата. Комиссия, принимая во внимание указанное сообщение Всемирной организации здравоохранения, оценки которой в медицинских и научных вопросах являются определяющими, и учитывая экономические, социальные, юридические, административные и другие факторы, которые, по ее мнению, имеют отношение к данному вопросу, может принять решение о прекращении изъятия данного препарата из-под действия какой-либо одной или всех мер контроля.
Следовательно, в случае если наша Российская Комиссия по конопле выяснит, что конопля, на самом деле, менее опасна, чем про нее думали в 1971 году (а такое очень возможно, подтверждением служат данные из этой статьи, рассказывающей о устаревании научных данных), то мы будем иметь все основания направить соответствующее предложение Генеральному секретарю, предложение это изучат и внесут необходимые правки. Так что, тут преград нет.
Про Конвенцию 1961 года
В ответе из Минздрава подписанном Директором департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека М. П. Шевыревой упоминается также Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года.
В статье 3, данной Конвенции, под пунктом 6 написано следующее.
6. В тех случаях, когда уведомление касается какого-нибудь наркотического средства, уже включенного в Список I или в Список II, или препарата, включенного в Список III, Комиссия помимо меры, предусмотренной в пункте 5, может, в соответствии с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения, изменить любой из списков:
а) перенеся какое-нибудь наркотическое средство из Списка I в Список II или из Списка II в Список I;
или
b) исключив какое-нибудь наркотическое средство или препарат, в зависимости от случая, из какого-либо Списка.
Есть в конвенции также статья 28 «Контроль над каннабисом». Вот ее текст.
Статья 28
Контроль над каннабисом
1. Если какая-либо Сторона разрешает культивирование растения каннабиса для производства каннабиса или смолы каннабиса, она применяет при этом систему контроля, как она предусмотрена в статье 23 в отношении контроля над опийным маком.
2. Настоящая Конвенция не применяется к растению каннабиса, культивируемому исключительно для промышленных целей (волокно и семя) или для садоводства.
3. Стороны принимают такие меры, какие могут быть необходимы для предупреждения злоупотребления листьями растения каннабиса и их незаконного оборота.
Как видно, тут нет никаких рекомендаций по поводу того, что людей нужно в тюрьмы сажать или как-то иначе преследовать.
Однако, справедливости ради, нужно сказать — в конвенции есть также и Статья 36. Вот она.
Статья 36
Постановление о наказаниях
а) С соблюдением своих конституционных ограничений, каждая Сторона принимает меры, которые обеспечат, что культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств в нарушение постановлений настоящей Конвенции и всякое другое действие, которое, по мнению Сторон,может являться нарушением постановлений настоящей Конвенции, будут признаваться наказуемыми деяниями в тех случаях, когда они совершены умышленно, а также, что серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности тюремным заключением или иным способом лишения свободы;
b) независимо от постановлений предыдущего подпункта настоящей статьи в тех случаях, когда лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, совершают такие преступления, Стороны могут предусмотреть либо в качестве замены осуждения или наказания, либо в дополнение к наказанию, чтобы в отношении таких лиц применялись в соответствии с пунктом 1 статьи 38 меры, направленные на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество.
Здесь упоминается тюремное заключение, в случае если это будут «серьезные преступления». Является ли хранение конопли с целью употребления «серьезным преступлением», как раз помогла бы выяснить Комиссия по конопле. Как видно из статьи, употребление и вовсе не расценивается как преступление.
В 36 статье также присутствуют пункты 3 и 4. Вот они.
Статья 36
3. В вопросах юрисдикции постановления уголовного права заинтересованной Стороны имеют преимущественную силу перед постановлениями настоящей статьи.
4. Ничто, содержащееся в настоящей статье, не затрагивает принципа, что преступления, к которым она относится, определяются, преследуются и караются Стороной согласно внутреннему праву данной Стороны.
Считаю также важным упомянуть о Резолюции II упомянутой Конвенции, посвященной лечению наркоманов. Вот она.
Резолюция II
Лечение наркоманов
Конференция, напоминая о постановлениях статьи 38 Конвенции относительно лечения наркоманов и восстановления их трудоспособности,
1. заявляет, что одним из наиболее действенных методов лечения наркоманов является лечение в больничном учреждении в свободной от наркотиков атмосфере;
2. настоятельно предлагает Сторонам, у которых наркомания представляет серьезную проблему и которые имеют экономические средства это сделать, обеспечить такие возможности.
Экономические средства на это у нас есть, и если Комиссия по конопле признала бы, что человек потребляющий коноплю болен, то, возможно, его действительно стоило бы лечить, а не сажать в тюрьмы. В этом вопросе нам бы тоже помогла Комиссия по конопле.
И еще одно немаловажное.
В статье I «Определения», где описывается то, что подразумевается под терминами употребляемыми в тексте конвенции, сказано, что:
б) «Каннабис» означает верхушки растения каннабис с цветами или плодами (за исключением семян и листьев, если они не сопровождаются верхушками), из которых не была извлечена смола, каким бы названием они ни были обозначены.
в) «Растение каннабис» означает любое растение рода Cannabis.
г) «Смола каннабиса» означает отделенную смолу, неочищенную или очищенную, полученную из растения каннабис.
Так что, видимо, на потребителей листьев конопли (а не «шишек», «верхушек», «бошек» и т.д.) данная конвенция вообще не распространяется.
Вывод: создание Комиссии по конопле не противоречит указанным Конвенциям и даже более — она могла бы способствовать принятию верного решения на международном уровне.
2. Отсутствие желания перемен
Другой довод отказать в создании Комиссию по конопле, содержащийся в ответе из ФСКН — это опасения, что коноплю могут, как-то легализовать и это «повлечет за собой необходимость организации всего технологического процесса – от культивирования растений до их переработки в лекарственные формы».
Этот довод, мне кажется, и не довод вовсе. Поскольку, если результаты деятельности Комиссии помогут не сажать невинных людей в тюрьмы, (а в случае если коноплю легализуют, чего опасаются в ФСКН, значит, потребители конопли станут невинными), то надо просто «организовать весь технологический процесс». Вот и все.
3. Слово Президента
Получается, что единственной серьезной причиной, которая не позволяет создать Комиссию по конопле — это слова Президента, произнесенные им в ходе прямой линии с гражданами Российской Федерации, в апреле 2013 г., о которой упоминает Директор Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека М. П. Шевырева в ответе из Минздрава.
Я понимаю, что довод этот весьма и весьма веский, но поскольку решение о создании Комиссии по конопле может оказать решающее влияние на жизни тысяч людей, в том числе на их свободу, что является основополагающим принципом нашей Конституции, то давайте обратимся к Президенту, еще раз. Изложим все доводы о необходимости создания Комиссии по конопле и, кто знает, может он передумает и решит все же, что в создании Комиссии по конопле есть смысл.
Ведь он наш Президент, и кому, как ни ему заботиться о гражданах страны. Заботиться о том, чтобы люди не страдали от ложных представлений об окружающем мире.
Чтобы разобраться, что именно является правдой, а что ложью. Чтобы узнать, вредна и опасна конопля, или все же не настолько, как о ней думали пол века назад. Возможно вместо того, чтобы людей в тюрьмы сажать, лучше объяснять гражданам, чем может грозить потребление конопли, как мы это сейчас делаем с табаком и алкоголем, например.
В вопросе связанным с хранением/потреблением конопли возможных решений не много. И очевидно, чтобы принять верное решение нужно собрать умных и компетентных людей и попросить их изучить все имеющиеся данные и сделать соответствующие выводы.
А потом уж смотреть, что делать дальше.
Данный текст отправлен Президенту РФ.
Все приведенные цитаты взяты из документов размещенных на сайте Консультант плюс.
Петицию нужно обновить, уверен что на сегодняшней день подпишут гораздо больше людей.
Комиссия по конопле обязательно должна быть. Это очень важно на самом деле сотням тысячам людей.
«Алкоголь — наркотик, подрывающий здоровье населения» — вот решение Всемирной Организации Здравоохранения 1975 года. Это положение находится в полном соответствии с научным определением алкоголя, которое дано в трудах выдающихся мировых учёных.
Госстандарт СССР №1053 (ГОСТ 5964-82) постановил: «Алкоголь — этиловый спирт, относится к сильнодействующим наркотикам».
Большая Советская энциклопедия (том 2, страница 116): «Алкоголь относится к сильнодействующим наркотикам».
Вот почему конопля запрещена, мое оценочное мнение что правительство лоббирует интерес алкогольных табачных и формацефтических кампаний
Здравствуйте, Яков!
Спасибо вам за вашу работу! Отличный анализ! Может его им отправить?
При нынешней власти, конечно, никакой «комисси» не будет. Ответ на поверхности, вы сами его озвучили: «…до 80% их [ФСКН] работы связанно, как раз с коноплей». Люди, их здоровье и судьба эту власть, отставшую от жизни на 50-70 лет, не волнуют, она лишь обеспечивает себя работой под которую можно осваивать бюджет.
Итак, хорошая новость в том, что очень скоро выборы и позиции этой «несменяемой» власти, которую заботят деньги, но не люди, сильно пошатнулись. У нас действительно есть значительный шанс, что кандидата Навального внесут в списки и люди проголосуют за него, как бы там власти не пытались «исказить» итоги голосования — это делать всё труднее. А Навальный в своей программе заявил о декриминализации конопли!
От президента можно не ждать и через 50 лет. Вряд ли ВВ проснется с утра и решит «пора легализовать эту дрянь». Быстрее марихуана исчезнет из списков ООН ,ссылаясь на которые строится работа ФСКН . Не думаю так же ,что научные данные из за бугра могут быть аргументом для подвижек.
Хорошая работа!
Это однозначно случится. Не при Путине, так при следующем президенте. Не думаю, что Путин захочет упустить еще и звание человека, сделавшего столь великое дело, как легализация конопли. Этого человека будут помнить всегда. Причем по-доброму помнить
http://www.furfur.me/furfur/all/culture/177041-obschestvennaya-palata-predlagaet-litsenzirovat-kuritelnye-smesi
об этом слышали?
Я слышал, что это должно работать следующим образом.
Если у тебя обнаружена нелицензированная курительная смесь, то придется отвечать перед судом. Говорят это единственный способ бороться с ними, поскольку добавление новых веществ в списки наркотиков занимает оч много времени и за наркодельцами не успевают.
Ну, а так полиции руки развяжут: нашли у человека, какую-то траву, сделали анализ, если в списках лицензированных нет — в тюрьму. Пофиг — есть она в списках запрещенных веществ, или нет.
Сам я плохо знаком с ситуацией со спайсами, но то что слышал — ужасно, и бороться с их распространением нужно однозначно.
Тем не менее, насколько этот способ законный и не начнут ли полицейские-оборотни на этом наживаться, и не появится ли у них еще один способ вымогать нужные, и, в том числе, фальсифицированные сведения из людей. Не знаю. Надеюсь они все хорошенечко обдумают и проработают все возможные варианты. Чтобы нас за чай зеленый не сажали 😉
Мне не раз говорили, те кто курил спайс, что будь у них в доступе конопля, они бы даже пробовать не стали синтетическое гавно. Я расцениваю это как еще один довод в пользу создания Комиссии по конопле.
документы 30ти летней давности решают судьбу тысяч…